Центр нарративной психологии и практики

Блог

Программа длительного курса «Нарративная терапия»
Архив
Сентябрь 2010 — декабрь 2011

Программа длительного курса «Нарративная терапия»

Преподаватели:

Екатерина Жорняк — психолог, семейный терапевт, нарративный консультант. Старший преподаватель кафедры системной семейной терапии Института практической психологии и психоанализа. Член Правления Общества семейных консультантов и психотерапевтов. Соучредитель Центра нарративной психологии и практики.

Екатерина Дайчик — психолог, семейный терапевт, нарративный консультант. Преподаватель кафедры системной семейной терапии Института практической психологии и психоанализа. Член Правления Общества семейных консультантов и психотерапевтов. Соучредитель Центра нарративной психологии и практики.

Нарративная терапия — возникший около 30 лет назад и активно развивающийся, постмодернистский, конструктивистский подход к психологической помощи людям, в котором люди видятся как эксперты в собственных жизнях, а профессиональная позиция предполагает уважительное, не обвиняющее и заинтересованное отношение к любым человеческим историям. Сегодня — одно из ведущих направлений в индивидуальном консультировании, семейной терапии и работе с сообществами.

Задача курса: подготовка квалифицированных специалистов в области семейной, индивидуальной терапии, а также различной социальной работы в рамках нарративного подхода к практике оказания психологической помощи.
Участники получают: теоретические знания в нарративном подходе; знакомство и практическое исследование этики постмодернистских психотерапевтических подходов; практические навыки и опыт нарративной работы с индивидуальными клиентами, семьями, детьми и сообществами.

Курс рассчитан на: практических психологов, психотерапевтов, социальных работников, а также на студентов психологических и психотерапевтических факультетов.

Продолжительность курса:
250 академических часов, 48 занятий по 5 академических часов раз в неделю + 1 день нарративного самопознания в группе. Курс пройдет с сентября 2010 по декабрь 2011 и состоит из четырех блоков.

Для того, чтобы принять участие в первом блоке, необходимо будет пройти собеседование.
Вы можете принять участие во втором блоке, если:
— завершили обучение в первом
— прошли какой-либо иной тренинг Введения в нарративный подход (не менее 40 часов теории и тренинга, а также 20 часов практической работы) и прошли собеседование.

При необходимости возможно выборочное слушание отдельных тем первого блока и посещение входящих в него практических занятий.

Чтобы принять участие в третьем блоке программы, надо успешно завершить обучение во втором. А чтобы принять участие в четвертом блоке — в третьем.
1 блок продолжается с середины сентября по декабрь 2010 года.
2 блок — с середины января по середину апреля 2011 года.
3 блок — с середины апреля по середину июня 2011 года (с перерывом на майские каникулы).
4 блок — с середины сентября по декабрь 2011 года.
Содержание

1 блок. Введение в нарративную терапию. Теория и тренинг. Включает в себя упражнения в малых группах, в большой группе и общие обсуждения. Практическая работа и клиентский опыт в группе при участии супервизора (с участниками группы в роли клиентов). Работа в рефлексивной команде.

2 блок. Теория и тренинг использования методов нарративной терапии в различных контекстах. Включает в себя упражнения в малых группах, в большой группе и общие обсуждения. Практическая работа и клиентский опыт в группе при участии супервизора (с участниками группы в роли клиентов). Работа в рефлексивной команде.

3 блок. Обучение и клиентский опыт в группе. Работа в рефлексивных командах и группах свидетелей (с участниками группы в роли клиентов), тренинг «что такое хороший вопрос» с волонтерами — клиентами из группы. Нарративное самопознание в группе.

4 блок. Начало практики. Работа с клиентами с привлечением рефлексивной команды из участников группы и участием супервизора.
Общее содержание курса

Тренинги, посвященные освоению отдельных терапевтических техник и их сочетаний, выработке терапевтической позиции, установлению и поддержанию хорошего терапевтического контакта, разрешению типичных сложностей и ловушек, в которые попадает нарративный консультант;

Тренинги, посвященные работе с различными клиентами: индивидуальными, парами, семьями с детьми, с людьми, которые с точки зрения современной медицины считаются психически больными или соматическими больными, с людьми, переживающими горе или травму, с различными группами и пр.;
Обучение различным формам работы — нарративные рефлексивные команды, команды свидетелей;

Проведение различных форм супервизий: «сухие» супервизии с участием нарративных рефлексивных команд, и групп свидетелей, «живые» супервизии (терапевт — участник группы приходит на супервизию с клиентами) с участием нарративных рефлексивных команд и групп свидетелей.

Наблюдение за терапевтическими приемами, проводимыми тренером, и участие в них в качестве членов нарративной рефлексивной команды и группы свидетелей.

Нарративное самопознание в группе.
Тематический план

1.Введение в нарративную терапию

1.1 Нарративная теория: постмодернизм, социальный конструкционизм и нон-структурализм в терапии. Допущения, лежащие в основе нарративного подхода. Люди как истории, реальность как конструкт, истина как недоказуемое и неопровержимое, социальный контексты — неотъемлемая часть существования историй, активная позиция человека по отношению к своей жизни.

1.2 Нарративная этика: сотрудничающая позиция нарративного консультанта. Установки нарративного консультанта: оптимизм, уважение, неэкспертность, прозрачность, «не-знание», любопытство, настойчивость, соавторство. Создание условий для исследования людьми активной позиции по отношению к конструированию собственных жизней.

1.3 Нарртивная практика (техники).
Экстернализация — отделение проблемы от человека/семьи. В этом подходе проблемы рассматриваются как отделенные от людей, и предполагается, что люди достаточно компетентны и дееспособны и обладают большим количеством способностей, умений и знаний, которые могут помочь им изменить неудовлетворительные отношения с проблемой, взяв при этом на себя ответственность за эти отношения.

Деконструкция — процесс «распаковывания», делания видимыми «само собой разумеющихся» допущений и идей, лежащих в основе определенных социальных практик, маскирующихся под истину или реальность. В результате люди становятся способны «разглядеть» влияющие на них идеи и, сформировав к ним свое собственное ответственное отношение, сделать сознательный выбор.
Поиск уникальных эпизодов — аспектов опыта человека, которые лежат за пределами или противоречат проблемной истории и открывают «двери» в альтернативные истории.

Создание альтернативной истории — истории, развивающейся в процессе консультирования, основанной на предпочтениях клиента и противостоящей доминирующей истории, поддерживающей влияние проблемы.
Создание аудиторий для альтернативной истории — истории не существуют в вакууме, они наполнены другими людьми и взаимодействием с ними. Создавая жизнеспособную альтернативную историю, мы должны позаботиться о том, чтобы у нее были свидетели.

Re-membering conversations (беседа, восстанавливающая участие) — беседа, направленная на пересмотр участия в жизни клиентов «Значимых Других», поддерживающих и не поддерживающих предпочитаемую историю.

Карты нарративной практики — освоение и использование «картирования» нарративных бесед — выделения различных смысловых и структурных уровней в беседе, анализ перехода от уровня к уровню, графическое изображение беседы.

2 Нарративная терапия в различных контекстах.

2.1 Нарративная терапия с детьми и их семьями

Игровая коммуникация в семейной терапии.

Экстернализация проблем(ы) в нарративном семейном консультировании с детьми.

Первая встреча. Установление контакта с ребенком. Знакомство с ребенком отдельно от проблемы. Беседа с родителями \ родственниками о ребенке без проблемы.

Нарративная беседа, помогающая ребенку (и, возможно, родителям) занять активную позицию по отношению к экстернализированной проблеме

Деконструкция в нарративном семейном консультировании — Социальные ожидания от родителей и Материнская вина

Построение альтернативной истории — предпочитаемого самим ребенком и его окружением образа жизни и идентичности, в которых отношения с проблемами изменены желательным образом.

2.2 Нарративная терапия с парами.

Работа с парами, находящимися в состоянии острого конфликта.

Использование практики внешних свидетелей в работе с парами. Выстраивание позиции «слушания».

Исследование влияния отношений в паре на предпочитаемую идентичность каждого из партнеров.

Исследование вклада социальных ожиданий и норм в отношения

2.3 Нарративная терапия с людьми, переживающими горе.

Исследование влияния представлений о «нормальном» горевании на горюющих и на их окружение.

Использование практики Re-membering в работе с горем. Идея продолжения включения умерших в жизнь остающихся.

Работа в ситуациях, когда отношения с умершим были плохими или амбивалентными.

2.4 Нарративная терапия с людьми, пережившими травматический опыт.

Влияние травмы на предпочитаемую идентичность людей. Сужение территории идентичности. Риск повторной травматизации при работе с людьми, пережившими травму.

Восстановление позиции активного участия в жизни.

Выстраивание альтернативной истории, в основе которой лежит активная реакция людей на травмирующие события. Точки входа в такие истории. Поиск «отсутствующего, но подразумеваемого»

Карты пересочинения. Использование микропрактик, воссоздающих опыт активного участия человека в травмирующих эпизодах.

2.5 Отсутствующее, но подразумеваемое.

Теоретическое обоснование концепции «Отсутствующего, но подразумеваемого».

Карта работы с «Отсутствующим, но подразумеваемым».

Возможности применения этой карты.

2.6 Работа с чувством личной несостоятельности.

Исследование социальных ожиданий и культурных норм относительно того, что является успехом/неудачей в области семейных отношений, профессии, образования и т.д..

Карта работы с чувством личной несостоятельности.

2.7 Нарративная терапия с сообществами.

Основные идеи, используемые при работе с сообществами

Истории работы сообществами, создание метафоры при применении нарративных практик в сообществах. Методика «Дерево жизни». Возможности ее трансформации и применения в том числе при работе с группами детей, переживших травматический опыт.

2.8 Различные формы нарративной работы — нарративные рефлексивные команды и группы внешних свидетелей.

Церемонии самоопределения.

Принципы работы нарративной рефлексивной команды и внешних свидетелей.

3 Тренинг «Что такое хороший вопрос».

Как задать хороший Вопрос? — Основное что делает нарративный консультант — задает вопросы. Что такое хороший нарративный вопрос и как его придумать.

4 Нарративное самопознание в группе.

Самопознание, или клиентский опыт в группе, является одним из важнейших элементов обучения терапии постмодернистских направлений. Участники наблюдают за работой тренера(ов) с другими членами группы; наблюдают за работой группы; наблюдают за собой в группе, или «собой и группой»; наблюдают за работой тренера(ов) с группой и с собой.

5 Участие в нарративных рефлексивных командах и группах свидетелей в качестве терапевта, клиента или участника команды.
В зависимости от предпочтений участников в программу курса могут вноситься изменения и дополнения.

А также
Возможно участие в программе преподавателей Института Нарративной терапии (Великобритания) (The Institute of Narrative Therapy). В связи с этим программа может быть дополнена, а расписание изменено. Соответствующая информация будет отображаться здесь по мере возникновения.

Количество мест ограничено.

 Длительные программы обучения нарративной терапии разрабатываются и проводятся сотрудниками Центра с 2004 г. и являются собственностью их авторов. Если Вы хотите воспользоваться программой или ее частью, поговорите с нами об этом.

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Ответ на этот простой вопрос позволяет доказать, что Вы человек, а не робот-спамер.
Введите ответ в текстовое поле