Центр нарративной психологии и практики

Блог

Истории о работе с сообществами
21 мая 2011

 

Истории о работе с сообществами по материалам "5th International Narrative Therapy & Community Work Conference" (Ливерпуль, Великобритания, 2003 год)

"История и исцеление"

 

Проект “Исцеление памяти” - Создатели: Institute for the Healing of Memories in Capetown, South Africa.

Проект - Создатели: Just Therapy Team (New Zealand).

 

В семейном центре в Новой Зеландии разработали интегративный подход в терапии, создании сообществ и работе в области социальной политики. Микро-проблемы в терапии становятся базой для развития местного сообщества и социально-политической работы. Тема примирения и согласования разногласий, которая постоянно возникает в терапии, демонстрируется на макро-уровне в политике правительства Новой Зеландии, которое берёт на себя ответственность за трагические моменты в колонизации народов маори и самоа. Видеоматериалы и газетные статьи запечатлели официальные извинения представителей администрации перед аборигенами. Создана образовательная программа подготовки социальных работников «Treaty of Waitangi Pedagogy» («Договор педагогики Ваитанги», т.е. учитывающий культурные традиции и лингвистические предпочтения коренного населения), вовлекающая как туземное, так и белое население в развитие локальных сообществ для согласования межэтнических разногласий на микро-уровне совместной общественной деятельности.

Когда в ЮАР была учреждена «Комиссия по восстановлению правды и примирению» («Truth & Reconciliation Commission»), то вскоре обнаружилось, что только лишь меньшинства Южной Африки имеют возможность представить там свои истории. Чтобы и другие люди этой страны могли быть услышанными, потребовалось создать дополнительную платформу для выступлений, которой стал организованный священником Майклом Лепсли «Институт исцеления памяти». Одна из идей, используемых Лепсли в его тренингах, проходящих в ЮАР, США, Руанде, Восточном Тиморе, Шри Ланке, Ирландии и Австралии: «Зло – это зло. Боль – это боль. Мы должны это знать. Но, чтобы исцелиться, мы не должны держать это в себе».

Важным направлением работы в обоих проектах является примирение между личной и официальной историей. Выдвигается идея, что история мира и любой страны складывается из судеб их жителей. История общая и личные истории всех ее участников – это одно и тоже. Личные истории каждого человека часто более объективны в отражении общей истории, чем архивные документы, кинофильмы, учебники и другие официальные источники, призванные сохранить историю для потомков. Средства массовой информации нередко навязывают нам различные мифы о прошлом, которые влияют на нашу жизнь. Частные истории людей более человечны и составляют то прошлое, которое мы потом вспоминаем как «наше». Но если между личным и общим встают Ненависть, Обида, Вина, Презрение, Месть, Стыд, Забвение, то разрушается целостность истории. Примирение со своим прошлым позволяет восстановить эту целостность и стать более продуктивным в настоящем.

 

 

 

Сообщество слышащих голоса

Представлено: The Hearing Voices Network

 

Работа этого сообщества вносит огромный вклад в понимание и объяснение того, что означает слышать голоса в нашей культуре. Пять человек из этого объединения рассказывали о своём личном опыте, о том, как они живут с теми голосами, которые слышат. Как эти голоса вмешиваются, чтобы навязать им свои правила жизни, страхи, запреты, ограничения. Все выступавшие говорили об отрицательных впечатлениях, полученных ими в системе психиатрической помощи. О разрушительном влиянии, оказываемом приписываемыми лингвистическими штампами (такими как, "шизофреник", "сумасшедший", "больной") на семейную, профессиональную и общественную жизнь человека, слышащего голоса. Каждый из этих людей, после того как ему был приписан статус психически больного, лишился работы, многие потеряли семью и друзей. Всё это усилило голоса, твердящие людям об их ненужности, никчемности и ущербности. Некоторых из этих людей голоса убедили, что им надо свести счёты с жизнью.

Групповая работа со взрослыми и детьми, которая ведётся в The Hearing Voices Network, направлена на достижение общей для всех участников цели – выжить. Ключевыми словами в деятельности этой организации стали: Контроль, Доверие, Общение, Конфиденциальность. Постепенно эти люди научились побеждать Враждебные голоса, выстраивать жизни в соответствии со своими предпочтениями, и помогать другим, передавая опыт и знания.

*The Hearing Voices Network не призывает отказываться от медикаментозного лечения.

 

 

Проект «Возрождение надежды»

Создатель: Latino Health Access, руководитель – America Bracho (USA).

 

Latino Health Accsess – негосударственное общественное объединение, помогающее эмигрантам из Латинской Америки в Санта Ана, Калифорния, США. Участники проекта – жители латинских кварталов этого американского городка. За пять лет существования проекта им удалось создать сплоченное сообщество людей, постепенно улучшающих свой экономический и социальный статус, сохраняющих национальные традиции и развивающих свой уникальный стиль жизни, отличающийся от доминирующей американской культуры.

Фотографии и видеохроники Латинского квартала пятилетней давности показывают трущобы, в которых ютились несколько тысяч семей, по 10-15 человек в маленьких комнатках. Отличительными особенностями жизни этого района были: безработица, большое количество убийств и самоубийств, воровство, грабежи, проституция, беспризорность детей, высокая смертность из-за отсутствия медицинской помощи и антисанитарных условий жизни, алкоголизм и наркомания. Семьи были озабочены выживанием, и при первой возможности старались покинуть это место.

Трое социальных работников, начинавших работу в этом районе, тоже были эмигрантами из Латинской Америки, но имели образование и работу, которая давала возможность их семьям жить несколько лучше. С одной стороны, они хорошо представляли себе культуру и традиции, которых жители квартала придерживались до эмиграции, с другой стороны, они в достаточной степени были интегрированы в местную социальную среду. Своей первой задачей они ставили возвращение отчаявшимся людям веры, надежды на лучшее будущее. Директор проекта Америка Брачо объяснила: «Люди, с которыми мы работаем, часто лишены возможности надеяться. Снова и снова мы убеждались, что для того чтобы у людей была надежда, они должны верить, что изменения возможны, что они могут повлиять на эти изменения в своей жизни и жизни других людей. Наша роль заключалась в создании возможностей, которых было так мало в этом сообществе. Люди должны были вспомнить про свои таланты, знания и умения, и применить их на благо своей общины».

Минимальные средства, выделенные из городского бюджета на социальную помощь населению, были потрачены социальными работниками на приобретение… игрушек. Они купили около восьми тысяч ярких и красивых небольших мягких игрушек. В квартале жили примерно 5 тысяч человек, из них половину составляли дети и подростки. Все семьи были многодетными, за детьми никто не следил, они стайками носились по улицам и из дома в дом. Детство в этом квартале заканчивалось лет в 11-12, когда взрослые начинали брать детей на работу. Дети быстро узнали, что в социальный центр завезли несколько мешков игрушек. Самые смелые скоро появились на пороге центра с вопросом: «А могу я получить игрушку?». Им очень серьёзно ответили, что они не могут получить игрушку, так как им ещё нет 11 лет. Дети ушли, но скоро вернулись с вопросом: «А если я приведу кого-нибудь старше 11 лет, то смогу её получить?» «Да, конечно». «А если я приведу двух взрослых?» «Тогда получишь две игрушки». Через час на улицах квартала можно было увидеть женщин, сгибавшихся под тяжестью продуктовых сумок, которые вместо того, чтобы спешить домой, шли к социальному центру, увлекаемые просительно-требовательными голосами детей: «Мам, ну, мам. Тебе всего-то надо зайти на минуту». Так все жительницы района узнали о существовании центра. Там с ними беседовали о жизни, семейных проблемах, о том, что хотелось бы в этой жизни изменить к лучшему. Некоторые женщины стали заходить в центр поболтать о том, о сём. Организовался своеобразный клуб общения. Проблемы у всех были схожие, в основном, как заработать денег, и куда пристроить детей. Социальные работники выяснили, что у американцев входят в моду симпатичные разноцветные шерстяные коврики, которые импортируют из Мексики за большие деньги. Первая партия ковриков местного производства была распродана в магазинах молниеносно. Женщины с радостью принялись снабжать ковриками американцев, социальные работники заботились о том, чтобы рынок сбыта расширялся. В квартале появился детский сад, воспитательницами стали работать несколько местных женщин. Затем вспомнили про другие национальные промыслы. Бизнес шёл успешно. Бюджеты семей стали пополняться. Мужья приветствовали занятия своих жён. У многих подростков появилась возможность вместо работы чаще ходить в школу, чтобы получить образование и устроиться потом на хорошее место. Женщины были рады за своих старших детей, но стали сетовать, что сами плохо говорят по-английски, а из-за этого не могут получить работу. Дружно принялись учить язык, не отрываясь от вязания ковриков. Те, кто хотел, через некоторое время смогли устроиться на работу. Потом беспокойство вызвало то, что молодёжь забывает обычаи и традиции своих предков. В квартале стали устраивать праздники и карнавалы, которые все так любили у себя дома. Веселье и гордость за самих себя, и свою историю вернулись к этим людям. Когда нищета отступила, люди стали поговаривать о том, что им надоело жить в трущобах, но переезжать далеко от своих не хочется. Решено было устроить большой и красочный национальный праздник и ярмарку сувениров, которые привлекли бы внимание туристов и местной администрации. Девизом сообщества стало: «Нам нужны деньги, тогда у нас будет всё!» Социальные работники позаботились о том, чтобы фестиваль не прошел без внимания прессы и городских властей. Были собраны средства на ремонт старых домов и постройку новых. Благоустраивали квартал все жители. Посадили деревья, построили детские площадки, поставили урны. Потом все вместе праздновали.

Фотографии нового красивого района, статьи из газет, радостные лица людей на видеокассете подкрепляли реальность рассказанного.

«Люди должны понять, что они родственники, соседи. Сообщество часто не осознаёт себя как сообщество. Общие радости, национальные традиции, праздники очень в этом помогают. Люди поверили, что жизнь может измениться, и она стала лучше. На следующий год расскажу вам, что у нас нового» – так завершила своё выступление Америка Брачо.

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Ответ на этот простой вопрос позволяет доказать, что Вы человек, а не робот-спамер.
Введите ответ в текстовое поле